Краудфандинг и инвестиции в еду

01.08.2013

Что это такое, и как с его помощью можно получить инвестиции на  запуск нового проекта или расширение уже имеющегося.

 

Краудфандинг (англ. сrowdfunding, в дословном переводе народное финансирование) представляет собой сбор средств с помощью интернета на различные цели: от помощи пострадавшим до совместного финансирования выпуска нового музыкального альбома, съемки фильма или нового продукта. Возможности интернета для привлечения внимания максимально большего количества людей в сочетании с давно и хорошо известным способом сбора денег по принципу «с миру по нитке» привели к появлению очень интересного явления.

                                                                 

История

Поскольку отличительной особенностью, хотя она и не является обязательной, для краудфандинга является использование интернета, то все многочисленные исторические примеры совместного финансирования интересны только для понимания, почему его история началась именно с культурных и образовательных проектов.

 

В 1997 году фанаты  британской группы Marillion собрали 60 000 $  на гастрольный тур любимым артистам в США. Собрать понемногу денег от множества поклонников оказалось проще, чем найти одного крупного инвестора. Важно и то, что при этом можно оставаться в гораздо большей степени свободным, чем принимая на себя обязательства и исполняя  пожелания  инвестора. Этот пример оказался заразителен, и многие музыканты, режиссеры, художники стали собирать таким образом средства на запуск новых альбомов, съемку фильмов, постановку спектаклей, организацию выставок, создание модных коллекций, издание книг и т.д.

 

Годом позже появился образовательный проект AdoptAClassroom.org, призванный помочь учителям в оснащении классов и собравший за 14 лет  уже более 18 000 000 $.

 

Процесс так стремительно набирал обороты, что в 2001 году появились первые специализированные сайты, оказывающие посреднические услуги в сборе средств, а краудфандинг стал проникать и в другие сферы бизнеса — промышленные и информационные технологии, исследования, дизайн.

 

Само словосочетание crowdfunding появилось для обозначения этого явления, согласно статье в Википедии, только в 2006 году.

 

Состояние

На  сегодняшний день существует множество сайтов специализирующихся на краудфандинге, а сумма собранных средств в общей сложности  перевалила за 2 миллиарда долларов.

 

Наш блогер  NUT проанализировала и дала описание пищевых проектов на самом популярном сайте Kickstarter.com.  На данный момент среди получивших наибольшее количество средств на нем значится сотня успешно профинансированных пищевых проектов, собравших в общей сложности более 6 миллионов долларов США. В среднем проекты собирали от 30 до 50 тысяч, двадцать два проекта собрали суммы от 50 до 100 тысяч, а девять перешагнули стотысячный рубеж.


Наибольшую сумму собрал проект  домашнего кухонного сувид-прибора Nomiku - 586 061 $. На втором и третьем местах - проекты по вертикальному выращиванию зелени на подоконнике Windowfarms и схожий проект Aquaponics Garden - 257 307 $ и 248 873 $, соответственно. На четвертом месте - силиконовые дизайнерские крышечки для хранения частично отрезанного фрукта или овоща FoodHuggers, проекта,  рекордно перекрывшего запрашиваемые 26 тысяч и собравшего 183 497 $. И наконец, на пятом месте - проект пищевого коворкинга Forage Kitchen - 156 502 $.

 

Появившись в русскоязычной зоне чуть более двух лет назад, краудфандинг быстро набирает популярность даже несмотря на то, что сама русская транскрипция английского определения до сих пор подвергается критике за негармоничное звучание и отсутствие смысловой ассоциации с самим явлением.

 

На одном из первых сайтов Planeta.ru, специализирующемся целиком и полностью на творческих проектах,  уже появилось четыре пищевых проекта. Пока они даже не выделены в специальную группу и находятся в категории «Другое». Но это ничуть не помешало успешно собрать всего за несколько дней 500 000 рублей на открытие первого магазина  проекта фермерских продуктов LavkaLavka, причем сбор средств продолжается, и окончательная сумма, наверняка, будет существенно выше. Остальные проекты (оборудование для пекарни Дашины пирожки, сбор средств для постройки хлева фермером и открытие ресторана в Турции) находятся в стадии сбора средств.

 

На сайте Boomstarter.ru, появившемся в 2012 году, уже есть отдельная категория "Еда". На нем  проект вегетарианской еды Mr.Laflafel успешно собрал 52 488 рублей для приобретения дополнительного оборудования. Второй проект Westfalia по сбору средств на оборудование фургончика находится в настоящее время в стадии сбора средств.

 

Перспективы

Конечно, общий размер инвестиций, собранных путем коллективного финансирования проектов так или иначе связанных с едой, не идет ни в какое сравнение с проектами из области развлечений. Так стоит ли всерьез рассматривать краудфандинг для привлечения инвестиций в бизнес-проекты? Для начала рассмотрим два немаловажных факта.

 

Во-первых, прогнозируемый рост объема инвестированных средств в проекты краудфандинга, по оценкам разных специалистов, составит в этом году 6, а в следующем - более 16 миллиардов долларов. Для сравнения: общий объем венчурных инвестиций находится на уровне 40 миллиардов долларов в год, хотя  и сократился  за последние семь лет вдвое. 

Рост инвестиций в краудфандинг идет такими впечатляющими темпами, что в США был принят в апреле 2012 года закон,  регулирующий правила инвестирования в стартап-проекты малого бизнеса Jumpstart Our Business Startups Act (JOBS Act). Он ограничивает сумму индивидуальной инвестиции 2 тысячами долларов, но снимает ограничения, касающиеся публикации финансовой отчетности, прохождения аудита и широкой рекламы, обязательные для компаний при достижении ими максимального количества акционеров (500) и суммы собранных средств свыше 1 миллиона долларов.

 

Во-вторых, одним из основных преимуществ краудфандинга, в случае его использования для сбора инвестиций, является возможность уже в начальной стадии оценить готовность потребителей принять продукт и получить реальную оценку объема потенциального  спроса. Эта особенность позволяет экспертам надеяться на то, что краудфандинг будет способствовать появлению большего числа инновационных проектов в различных областях. И это означает, что любой человек может определять, как будет выглядеть наше будущее и что мы хотим в нем видеть.

 

Если рассматривать краудфандинг в целом, то основной объем инвестиций привлекают проекты социальные, то есть имеющие цель улучшить жизнь общества.  В самой успешной по сбору средств на  Kickstarter.com компьютерной игре Star Citizen (14 млн $) стратегия строится вокруг получения гражданства в империи 30-го века, а проект электронных часов Pebble (10 млн $) включает функции для фитнеса и здоровья.

 

Именно социальная мотивация, наряду с личностной, на данный момент имеет намного большее значение, чем финансовая. И эта особенность в русских проектах проявляет себя еще сильнее. "Спасибо" в качестве бонуса за финансовую помощь в проекте,  целью которого является обогащение автора, принять может только фанатично любящий человек. Подавляющее большинство успешных проектов изначально не подразумевают какого-либо дохода авторов, кроме  компенсации их временных и технических затрат. Что, конечно, не исключает появление этого самого дохода в будущем при благоприятном стечении обстоятельств.

 

Если основной в проекте является финансовая составляющая, предусматривающая полный возврат инвестиции и выплату дополнительного дохода в случае успешной реализации проекта, то такой финансовый краудфандинг близок к венчурным инвестициям. И, как и венчурные, такие инвестиции не имеют пока особого успеха в российских условиях  в силу слабого законодательства, регулирующего отношения сторон, негативного опыта финансовых пирамид и народных IPO, да и просто плохого отношения к бизнесу в целом.

 

Поэтому, в качестве совета желающему воспользоваться краудфандингом для реализации своей мечты, нужно помнить, что если цель ваша    прекрасна,   а успешность ее достижения именно вами  несомненна, то миллионы пользователей интернета  вас  поддержат на этом благородном пути.

 

Со своей стороны обязуемся всячески поддерживать все новые  проекты краудфандинга по созданию новых пищевых технологий и новых продуктов  на страницах нашего сайта и форума.

 

Алена Романова

специально для FI